Автор: Марина Матафонова
Когда индустрия авиации восстановится? Какие аэропорты стали топовыми в Европе? Зачем грузы перевозят на пассажирских сидениях? Эти и многие другие вопросы обсудили эксперты авиации из Латвии, Украины и России в ходе онлайн-дискуссии «Авиация: новые реалии», организованной Институтом транспорта и связи (TSI, Рига, Латвия).
Сфера авиации сегодня оказалась в сложной ситуации. После нескольких лет стремительного расцвета, в 2020 году резко упали все показатели, характеризующие работу отрасли: количество полетов, число перевезенных пассажиров, объемы торговли в аэропортах, объем заказов на обслуживание и ремонт самолетов. TSI как вуз, который осуществляет несколько программ высшего образования в сфере авиации и следит за новейшими тенденциями, предложил специалистам совместно обсудить новости отрасли, а студентам профильных программ — задать интересующие вопросы.
Эксперты авиации сходятся на том, что на «доковидный» уровень оборотов — как в 2019 году — отрасль авиации вернется в 2024 году, отметили участники дискуссии, которая прошла 11 декабря. Член правления аэропорта «Рига» Артурс Савельевс настроен оптимистично и полагает, что это может случиться и раньше. Однако пока что кризис в разгаре, и новые меры безопасности — дистанцирование, измерение температуры, тестирование на COVID-19 и т.д. — будут действовать еще долго. Кроме того, разница в ограничениях, по словам Савельевса, перевернула с ног на голову конкурентную ситуацию в отрасли. Например, по самым свежим данным ведущими аэропортами Европы сейчас являются крупнейшие воздушные гавани Турции и России, они подвинули из пятерки лидеров привычных гигантов: британский «Хитроу», французский аэропорт «Шарль-де-Голль» и «Франкфурт» в Германии. В странах Балтии тоже перекос из-за фрагментированных решений правительств. «Нужно понимать, что в данный момент авиасообщение очень опосредованно связано с распространением вируса — мы тщательно следим за исследованиями. В начале пандемии полеты между странами действительно способствовали распространению COVID-19. Сейчас введено такое количество мер безопасности, что риск минимальный, внутри стран опасность гораздо выше», — пояснил представитель аэропорта «Рига».
О настроениях в соседних странах рассказали зарубежные участники дискуссии. «В начале пандемии, в марте-апреле, в индустрии были очень разные мнения, многие искренне считали, что уже к концу 2020 года проблема исчезнет. Теперь все поняли, что реальность изменилась, и отрасли тоже придется меняться», — признал Глеб Головченко, управляющий директор AO “РИВЦ-Пулково” (Санкт-Петербург, Россия).
«В Украине количество рейсов сократилось на 70%. Все компании сферы авиации столкнулись с необходимостью оптимизации расходов. Мы много общаемся с партнерами — хендлинговыми компаниями, аэропортами и авиакомпаниями — и все настроены оптимистично. Все мы ждем возобновления активной работы в новом сезоне, ждем вакцинации, каких-то положительных открытий и отсутствия локдаунов. В следующем году мы как отрасль планируем выйти на 70% от оборотов 2019 года, что позволит снова думать о развитии. Это не пустой оптимизм, он подкреплен конкретными планами нашими и наших партнеров», — рассказал о схожей ситуации в своей стране Вячеслав Чеглатонев, коммерческий директор Международного аэропорта «Одесса».
Тем не менее, сокращение полетов не означает остановку отрасли. Воздушные суда, которые остаются на земле, по-прежнему нуждаются в техническом обслуживании, так что соответствующие предприятия заняты. Очень многие компании используют вынужденное затишье, чтобы реализовать все планы развития, на которые раньше не хватало времени — строят новые производственные помещения, запускают новые программы обучения сотрудников. Хотя непрерывное обучение и постоянная переподготовка кадров — и так норма жизни в сфере авиации, подчеркнул руководитель учебного центра аэропорта «Рига» Иварс Павасарс.
Все ищут новые возможности. Одна из них — частично компенсировать потери от снижения пассажиропотока путем более активной работы с грузами. «В этом сезоне лучше всего показали себя грузовые авиаперевозки и бизнес-авиация — VIP-полеты», — сообщил Илья Подколзин, ответственный управляющий латвийской компании Airline Support Baltic. Член правления Латвийской ассоциации авиации Артурс Кокарс пояснил, что до кризиса через аэропорт «Рига» около 50% грузов шло на пассажирских рейсах. Сейчас пассажирские перевозки сократились на 70%, но часть оборота удалось вернуть за счет грузов. «В целом по отрасли авиации за год в Латвии, конечно, будет спад. Но по грузовым перевозкам Рига получила огромный опыт, приобрела новых партнеров», — сказал г-н Кокарс. Глеб Головченко подтвердил, что и в России многие авиакомпании пытались перепрофилировать свои обычные рейсы на грузовые, даже перевозили грузы в пассажирских креслах.
В целом участники дискуссии призвали все авиационное сообщество сохранять оптимизм и планировать уже в обозримом будущем постепенное восстановление своего бизнеса.
Дополнительный материал о настоящем и будущем авиации глазами специалистов читайте здесь.